Теория сетей – концепция, согласно которой научные утверждения не могут оцениваться в отрыве от всей структуры понятий и теорий. Эта теория говорит нам о том, что любой процесс можно рассмотреть через понятия узлов и рёбер, где одни элементы представляют собой ключевые точки (узлы), а другие – связывают эти точки (рёбра). Теория сетей приложима ко многим дисциплинам: физике, биологии, социологии, компьютерным технологиям, психологии и др.
Центральность, с точки зрения теории сетей, – это качество тех узлов, которые оказывают наибольшее влияние на всю сеть или имеют наибольшее количество связей.
Графическое применение теории можно проиллюстрировать на следующих примерах:
Как можно увидеть из примеров, теория сетей помогает не только обогатить имеющиеся представления о явлениях, но и обнаружить аналогии и сходства одних сетей с другими. Например, увидеть атомарную структуру в строении микрогрупп или разветвлённую цепь нейронов в строении социальных сетей — большой шаг в применении синергетического подхода и понимания природы фрактальности.
Прим.: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД — совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем. Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы.
(Подробнее: http://terme.ru/dictionary/906/word/sinergeticheskii-podhod)
ФРАКТАЛ — обычно так называют геометрическую фигуру, которая удовлетворяет одному или нескольким из следующих свойств:
(Подробнее: http://elementy.ru/posters/fractals)
Корейский учёный Джангхун Янг решил применить теорию сетей в психологии и рассмотреть с помощью неё эмоции и эмоциональные поля, выделив ключевые эмоции как центральные узлы.
Аннотация
В данной работе мы рассматриваем существующие модели эмоциональных полей, используя понятие «центральность», взятое из теории сетей. Мы определяем ключевые эмоции как центральные узлы в сети, что позволяет рассмотреть существующие модели эмоционального поля в новом ракурсе. Рассматривая четыре определения понятия «центральность», мы распределяем ключевые эмоции по четырём различным моделям эмоциональных полей. Кроме того, мы предлагаем метод интеграции существующих моделей для построения более точной модели эмоционального пространства с более разветвлённой терминологией. Для каждой модели определяются свои ключевые эмоции. Даже когда мы объединили эмоциональные поля и сократили количество эмоций из всех моделей до 21, мы не стали обобщать ключевые эмоции, подчёркивая фундаментальные структурные различия между существующими моделями полей. Мы считаем перспективным проведение дальнейших экспериментов в этой области и уточнение эмоциональных моделей для использования в будущих исследованиях эмоций.
Ключевые слова
На наш взгляд, дальнейшие разработки приложения теории сетей к психологии эмоций открывают широкие перспективы как в понимании природы эмоциональных полей, так и в практической применении. Ведь выделение ключевых эмоций (в т.ч. в рамках эмпатийного консультирования) с последующим исследованием их взаимосвязей с остальными "узлами" может значительно продвинуть работу консультанта по раскрытию контекста и построению дедукций относительно психологических механизмов клиента.
Abstract
In this paper, we study existing models of emotion space using centrality, which is borrowed from network theory, to identify key emotions as the central nodes in a network, for the purposes of understanding the existing emotion spaces better in a new way. With several different definitions of centrality, key emotions are identified for four existing emotion space models. We also propose a method for integrating existing spaces to build a refined space with more emotion terms. Each model identified different key emotions. When we reduced emotion spaces such that they each contained 21 common emotions, the key emotions identified remained different, implying fundamental structural differences among existing emotion space models. These findings call for further experimental verification and the refinement of emotion models for future research to make it more useful in emotion research.
Key words:
Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.