Воронежский Институт Психологии

2.       Основные проблемы самоопределения личности в бизнесе.
Многие участники исследования отмечали проблемы, касающиеся социального или профессионального самоопределения (экономические, социально-политические, личные проблемы). Каждый бизнесмен в ответе на поставленный вопрос касался своих пережи­ваний, преодолеваемых кризисах, сомнениях, стрессах. Более того, в ходе исследования выделилась группа испытуемых, которые столкнулись с серьезными психологическими проблемами в личной жизни.

На основании частотного анализа ответов были выделены наиболее выраженные в из­учаемой группе проблемы самоопределения, список которых затем предлагался каждому испытуемому для ранжирования.

Результаты показали, что проблемы самоопределения личности в бизнесе связаны с наличием многочисленных ролевых позиций субъектов бизнеса, которые по-разному влияют на поведение человека, на успешность реализации генеральных целей, развитие бизнеса, его конкурентоспособность и т.д. Самоопределение бизнесмена с психологиче­ской точки зрения представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач, формирование чувства причастности к профессиональному сообществу, обретение профессионально-важных качеств и т.д. Как деятельность, бизнес сопровождается личностным и профессиональным развитием и са­мосовершенствованием субъектов бизнеса.

В изучаемом нами ракурсе наиболее сложными для многих представителей бизнеса являются проблемы, связанные с многоплановостью статусно-ролевого репертуара, раз­мытостью ценностей и профессиональной неопределенностью бизнеса. Большинство опрошенных, получали основное образование еще до перестройки или в период начала социально-экономических преобразований в нашей стране. Для них важно было чувство­вать себя профессионалом в какой-то области, но эта установка расходилась с реальным статусом бизнесмена, который до сих пор слабо воспринимается как профессиональный. Сложно было определиться по отношению к ценностям бизнес-сообщества, которые были и остаются во многом противоречивыми в силу истории становления бизнеса. По­этому многие из опрошенных долго не воспринимали себя в качестве профессиональных бизнесменов.

На начальном этапе самоопределения проблемы многих из опрошенных были связаны с тем, что приходилось работать в очень сильном темпе, концентрироваться на деле, биз­несе, престиже, успехе, отказываться от гармоничного отдыха, саморазвития отношений с близкими людьми. Все это сказывалось на возможностях самопознания, рефлексии, планировании личных отношений и т.п.

3. Кризисы самоопределения личности в бизнесе.

Практически у всех бизнесменов в жизни наблюдались периоды, когда они испытывали трудности самоопределения, резкое изменение смысловых и ценностно-мотивационных ориентиров и т.п. Почти у каждого из опрошенных с различной силой и продолжительно­стью был период смены условий жизни (места жительства, семьи, направления бизнеса и т.п.), которому предшествовал анализ своих мыслей, чувств. Субъективно кризис прояв­лялся в том, что в какой-то момент возникало ощущение потери смысла происходящего, тупика в развитии, чувство непонимания близкими людьми, разочарования в себе или поставленных задачах и т.п.

Выявлены различные степени переживания кризисов, связанных с профессиональным и социальным самоопределением. Некоторые бизнесмены глубоко и сильно пережива­ют кризисную ситуацию, другие менее эмоционально и более поверхностно. Но практи­чески все участвующие в исследовании бизнесмены продемонстрировали способность рационально анализировать сложившуюся ситуацию, принимать необходимые решения, прилагать усилия для преодоления последствий кризиса. Большинство из них имеют опыт анализа и преодоления этих проблем. В то же время многие отмечают, что неодно­кратно сталкивались в своей жизни с такими ситуациями, в которых они не были до конца уверены в том, что смогут преодолеть все трудности и найти себя. Выходу из кри­зиса помогали такие качества, как активность, целеустремленность, легкое отношение к жизни, самоуверенность, знание людей и вера в успех.

Качественный анализ результатов самоописаний позволил выделить группу испыту­емых (12 человек), у которых кризис переживался особенно остро. Эти люди долго не могли понять реальную ситуацию, оценить новые требования, найти новую профессио­нальную и социальную позицию, адекватную этим требованиям и своим возможностям. У них кризис носил ярко выраженный и затяжной характер (от года до двух лет). Рассмо­трим некоторые особенности самоопределения этих испытуемых. Кризис идентичности проявляется в сужении социальных категорий, большей выраженности характеристик, связанных с более знакомыми, понятными общностями (семья, друзья и т.п.), в которых индивид чувствует себя защищенным и востребованным, лучше ориентируется в систе­ме требований, норм и личностных перспектив.

Наблюдается феномен, который получил рабочее название «ценностная адаптация», т.е. человек переживает кризис идентичности, в основе которого лежит резкое изменение личных ценностей.



Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса