Воронежский Институт Психологии

В теоретической и практической работе мы рассматриваем бизнес как деятельность и социальную среду формирования личности. Самоопределение личности с психологической точки зрения рассматривается как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, как внутренняя активность, которая придает определенность личности и через которую преломляются внешние воздействия. В то же время это и сознательный процесс анализа, принятия, проверки на прочность не только собственной позиции, но и представлений о самом себе в проблем­ных ситуациях. В рамках концепции самодетерминации – это процесс формирования жизненно важных навыков, знаний и убеждений личности, позволяющих субъекту осуществлять автономное поведение, постановку целей и их достижение, саморегуляцию и т.п.

Самоопределение рассматривается как условие формирования профессионально-важ­ных качеств и успешного овладения деятельностью, а также как процесс, во многом обеспечивающий успешность социальной адаптации и деятельности. В этом подходе про­является сложившаяся в отечественной психологии логика осмысления критериев про­фессионального развития и характеристик профессионала, который сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за по­следствия ее реализации. Он выстраивает, изменяет и развивает деятельность, удержива­ет ее предметность в многообразных практических ситуациях.

В социально-психологическом контексте самоопределение предстает как процесс фор­мирования Я-концепции (социальной идентичности) личности через освоение и при­нятие индивидом социальных ролей, позиций в общей системе социальных отношений. Проблематика идентичности, в которой выражается содержательный результат и процессуальный смысл самоопределения, занимает боль­шое место в исследованиях самоопределения. Применительно к профессиональной де­ятельности, в психологии исследуются в основном такие разновидности идентичности, как социальная и профессиональная, что в целом отражает сложившееся в культуре от­ношение к профессионалу, который является не только носителем профессиональных качеств, но и представителем различных групп, общества, времени. Поэтому в иссле­дованиях социальной идентичности подчеркивается значение этого феномена как для индивида и его деятельности, так и общества в целом.

Социальная идентичность является одним из оснований восприятия индивидом цен­ностей группы, соответственно которым определяются допустимые границы поведе­ния. Эта система «обслуживает» социальную ориентацию, деятельность и взаимодействие индивида, что необходимо для более полной реализации личностного потенциала в различных по со­держанию видах активности, а также для построения более эффективных прогнозов воз­можных последствий индивидуального выбора и направления развития. Сложным является вопрос о структуре социальной идентичности, в которой ис­следователи выделяют когнитивные, ценностно-мотивационные, поведенческие компо­ненты.

Говоря о психологической природе самоопределения, нам бы хотелось обратить вни­мание на следующие моменты. Идентичность, безусловно, является одним из ключевых параметров анализа содержательной стороны самоопределения. В то же время в процес­суальном плане самоопределение предстает как поиск человеком оптимального решения относительно своего места в социальном и профессиональном мире в изменяющихся ус­ловиях. В этом смысле результатом самоопределения является не только новое качество личности, но и опыт работы над собой, развитие навыков принятия решения в определенных условиях. Это означает, возможность рассмотрения параметров самоопределе­ния, которые связаны с особенностями принятия решений индивидом.

Мы рассматриваем возможность анализа самоопределения в контексте двух составля­ющих: во-первых, конструирования социальной идентичности; во-вторых, разрешения проблемной ситуации, принятия решения.

В ходе конструирования идентичности происходит:

а) восприятие субъектом несоот­ветствия его индивидуальных и личностных свойств (качества, социально-ролевые пози­ции, уровень, место в обществе и т.д.) требованиям окружающей среды;

б) соотнесение своих качеств с реальными или представляемыми эталонами (требования, статусы, роли, культурные традиции и т.д.);

в) перестройка представлений о себе, в том числе и путем выбора качеств, которые по объективным или субъективным причинам оптимальны для жизнедеятельности в сложившейся ситуации.



Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса