Воронежский Институт Психологии

Лингвистический аспект психологических закономерностей этнического менталитета

И.А. Барабушка

© Альманах I "Психология. Теория и Практика". Правообладатель: АНО ДПО "Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса". Копирование и распространение без согласия автора и/или правообладателя запрещены.

Связь языка и мышления предполагает наличие корреляции между определенными типами языка и определенными типами мышления, еще конкретнее – взаимосвязь тех или иных особенностей конкретного языка и этнического менталитета его основных (исходных) носителей.

В случае сформировавшегося этноса язык и этнический менталитет, представляя собой весьма устойчивые и инерционные образования, находятся во взаимосоответствии, в равной мере формируя и поддерживая стабильность друг друга. Язык способствует воспроизводству этнического менталитета в каждом новом поколении людей, исподволь предлагая ребенку в готовом виде такой способ мышления, который согласуется со структурой языка, а значит и со структурой этнического менталитета. В то же время воспроизводимые при посредстве языка этнические стереотипы мышления способствуют закреплению в языке особенностей, согласующихся с этими стереотипами.

Мы воспринимаем культуру в широком смысле как образ жизни народа во всем его многообразии, пропуская все впечатления через "призму" своего менталитета. Однако подобная оценка будет очень односторонней и субъективной, если не понимать того, как сами представители этой культуры оценивают то или иное явление, какими мотивами руководствуются.

Сталкиваясь с чужой культурой, человек склонен, прежде всего, оценивать ее с позиций "правильно-неправильно", "хорошо-плохо". Но в отличие от идеологической оценки разница в культуре, как образе жизни и поведении, намного глубже и сильнее может повлиять на межличностные отношения представителей разных культур. Разница в культурных особенностях народов намного глубже, чем может показать идеологическая оценка. Это в свою очередь создает коммуникативные преграды - непонимание намерений и поступков в общении представителей разных народов и делает возможным манипуляции для достижения этнически чуждых целей.

Вот почему в современном языкознании возрастает роль антропоцентрического, культурологического и когнитивного подходов к изучению языка, который выступает источником сведений о концептуальных структурах сознания. Ссылаясь на концепцию лингвистической относительности Сепира–Уорфа, можно сказать, что язык может рассматриваться как система взаимосвязанных категорий-концептов, которая отражает и фиксирует определенный взгляд на мир. Хотя термин «Концепт» относительно нов для отечественной лингвистики, сегодня не вызывает споров положение, что концепт принадлежит сознанию и включает в отличие от понятия не только описательно-классификационные, но и чувственно-волевые характеристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются. Это элементы духовной культуры человека, созданные им для понимания самого себя и своего места в мире. Сюда входят любовь, вера, смерть и бессмертие, добро и зло, истина и ложь, красота, счастье и др.



Звоните в Институт Практической Психологии

Психология Воронеж. Набор на обучение

Мы в соцсетях

Мы Вконтакте
ВИППиПБ в Одноклассниках


Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

вход на внутренний портал для сотрудников и слушателей института

Новости практической психологии. Рассылка

Безопасность бизнеса

© 2009-2024 Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса